Повышенная тревожность детей и подростков: что делать?

10 сентября, 2019 Другие новости  Нет комментариев

Повышенная тревожность детей и подростков: что делать?

Повышенная тревожность — это комплекс сочетанных эмоционально-поведенческих и когнитивных реакций организма, возникающий в ответ на действие стрессовых факторов. В качестве стрессоров могут выступать внутриличностные и межличностные конфликты, прошлый травмирующий опыт, определенные ситуации. Если тревожность выражена слабо, ее принято рассматривать как индивидуальные особенности личности, а при усилении беспокойства — как психическое расстройство, требующее вмешательства со стороны специалистов. Известно, что распространенность этой патологии среди детского и подросткового населения составляет около 2-5%. Излишним беспокойством чаще страдают девочки, чем мальчики. В основе развития лежит взаимодействие биологических и психологических факторов. Тревога является нормальной реакцией нервной системы человека на действие потенциально опасных факторов. В организме увеличивается количество нейромедиаторов, а мозг формирует ощущение страха и тревоги.

Тревожность является результатом взаимодействия как внешних, так и внутренних факторов. В настоящее время принято выделять несколько основных причин: Особенности семейного воспитания Нередко избыточное напряжение и беспокойство являются результатом определенного стиля воспитания. Завышенные родительские требования, грубое и бестактное отношение к ребенку, частые ссоры могут стать причиной развития тревоги. Также беспокойство может быть результатом гиперопеки и желанием мамы и папы всегда держать подростка под контролем. Травмирующий эмоциональный опыт Тревога может быть подпитана эмоциями, которые вызываются при воспоминаниях о травмирующем событии. К примеру, если во время выступления на сцене у ребенка случился конфуз, он будет думать, что в следующий раз провала не избежать, а другие дети будут смеяться над ним. Особенности личности ребенка Нередко постоянная тревога является результатом внутриличностного конфликта. Довольно часто таким страдают неуверенные в себе подростки с заниженной самооценкой, склонные к излишним переживаниям и рефлексии. Влияние школы Учеба — это один из главных факторов стресса для многих ребят. Даже самые талантливые и умные дети нередко беспокоятся по поводу оценки и грядущей контрольной работы. Конкуренция в классе, учебные нагрузки и завышенные требования родителей только усугубляют ситуацию, заставляя ребенка пребывать в хроническом стрессе.

По мере взросления ребенка клиническая картина может быть крайне разнообразна. Дети 2-5 лет часто привязываются к матери, считая ее источником успокоения и надежности. Тревога в таком возрасте характеризуется чрезмерной плаксивостью, возбудимостью или же апатичным состоянием. Возникают первые страхи и фобии, на фоне хронического стресса снижается активность иммунитета, в результате чего ребенок часто болеет. Дошкольники в норме имеют завышенный уровень самооценки, при тревожности она, наоборот, занижена. Дети предпочитают играть в одиночестве, не участвуют в компанейских забавах. Довольно часто повышенная тревожность переходит в более тяжелое состояние — невроз, для которого типично наличие навязчивых действий или мыслей. Такие малыши боятся темноты, закрытых пространств, часто обкусывают ногти, могут выдергивать волосы на голове или на теле. Подростки с подобной особенностью обычно отличаются от сверстников своим тихим и робким поведением, неспособностью расслабляться и веселиться в обществе. Они избегают шумных компаний, предпочитая большую часть времени проводить в укромном уголке за любимым занятием. К сожалению, такие ребята нередко подвергаются травле со стороны окружающих, что только усугубляет ситуацию. В будущем без коррекции они не становятся лидерами, избегают публичных выступлений, редко имеют значимые успехи на рабочем месте.

Основной метод борьбы с тревожностью — это методы психологии и психотерапии. Они имеют несколько основных направлений, позволяющих скорректировать состояние ребенка: Нормализация самооценки Именно адекватная самооценка способствует гармоничному развитию личности. Прежде всего таким ребятам следует посещать групповые занятия, где специалист мягко дает им возможность почувствовать себя лидером и показать собственную значимость. Зачастую, услышав комплименты или похвалу, ребенок просто расцветает. Также его обучают вести дневник собственных достижений, не акцентируя внимание на провалах. Снятие напряжения Крайне важно разработать для ребенка определенную тактику снятия напряжения. Кому-то идеально подойдут дыхательные упражнения, кто-то будет складывать в уме числа или вспоминать таблицу умножения, кто-то — перебирать четки или рисовать на листочке линии. Для малышей используется телесная терапия: напряжение снимается через объятия или поглаживания, многим подросткам помогают спорт, танцы, позволяющие прочувствовать свое тело и мышечные зажимы. Обучение самоконтролю Даже в самой сложной ситуации ребенок не должен терять контроль. С помощью простых упражнений малыша обучают выражать свои эмоции доступным способом (через разговор), а не через крики, плач или истерики.

Метки записи:  , , ,
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>