В чем клялись врачи? От Гиппократа до наших дней

23 декабря, 2020 Другие новости  Нет комментариев

В чем клялись врачи? От Гиппократа до наших дней

Например, темы: «Взаимоотношения больного и врача», или «Почему так все плохо в нашей медицине?» уже не актуальны. Некоторые люди давно перестали посещать медицинские заведения, так как реальной помощи практически никакой, а иногда от долгого просиживания в очередях на прием к доктору, в душевной компании с больным людом, можно прихватить и себе какую-либо болячку. Естественно, что это неестественно, когда врач уклоняется от оказания помощи больному, потому что у того нет денег, ведь профессия врача связана с жизнью и здоровьем людей, но такой феномен в медучреждениях встречается все чаще. С развитием новых общественно-экономических отношений, коммерция пришла и в медицину, обнажая свои уродливые формы в отношениях между малооплачиваемым медицинским персоналом и малоимущим населением. Но и здесь не все так просто. Отношения между людьми (т.е. врачами и больными) всегда носили неоднозначный характер, и редко кто в этом деле мог похвастаться выдающимися успехами.

Чувство собственной важности (о котором мы, наверняка, даже и не подозреваем) часто нам говорит: «Ладно, это Я, МНЕ можно, а вот они должны и обязаны (например, врачи) они ведь за это еще и деньги получают». Часто, при первых же симптомах заболевания мы отправляемся за помощью к врачу… А здесь нас, как стало уже обычным явлением, никто не ждет. К сожалению, часто приходится наблюдать, как люди в белых халатах с нескрываемым раздражением и неуважением, а иногда и с цинизмом относятся к больным. Конечно не все, среди врачей очень много порядочных и преданных своей профессии людей, но как гласит мудрая пословица: «Ложка дегтя бочку меда испортит». Да, тут же на память приходит и другая не менее мудрая и не менее народная пословица: «Насильно мил не будешь». Поэтому не нужно искать у врачей взаимной любви со стороны больных, а врачам, ну если уж им так трудно быть душевными, нужно хотя бы просто выполнять свои профессиональные обязанности. Впрочем, рассказ не об этом, хотелось бы узнать у такого специалиста, зачем он выбрал такую неспокойную и сложную профессию, и как замечают, и очень резонно, в таких случаях ехидные посетители: «А еще клятву давал».

Давайте вспомним, о чем же написано в этой клятве: «Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря, их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если захотят его изучить, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людей из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Да, прочитав такое, несведущему обывателю так и хочется заключить в свои объятия, новоиспеченного эскулапа, в надежде, что все так и будет — бедный больной, которого ждет, не дождется душевный и любящий врач, чтобы жертвуя своим временем и личной жизнью оказать ему необходимую помощь. Наивно, конечно так думать, ведь врач такой же человек, как и все мы, со своими проблемами и даже болезнями, и тоже хочет к себе уважительного отношения, ласки и любви, не говоря уже о зарплате, о которой стыдно кому-то сказать. Многие хорошие специалисты уже давно либо уехали за границу в поисках счастья, либо сменили белый халат на робу грузчика… Да и клятва Гиппократа давно стала формальностью, как дань традиции. К тому же, клятву Гиппократа в чистом виде (кстати, по одной из версий, перу Гиппократа она на самом деле не принадлежит) не дает ни один врач. Например, как объяснил в одном из интервью профессор Донецкого ГМУ Павел Кравцов, текст древнегреческого врача Гиппократа отчасти лег в основу «клятвы советского врача», а также — «клятви лікаря», которую дают украинские врачи. Но тексты совершенно разные. По-другому клятву еще называют кодексом профессиональной этики, где изложены принципы, придерживаться которых обязуется каждый будущий врач.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий