Взаимосвязь двигательной системы и речи ребёнка

31 мая, 2016 Другие новости  Нет комментариев

Взаимосвязь двигательной системы и речи ребёнка

Развитие речи напрямую зависит от сформированности двигательной сферы. И не удивительно! Ведь в коре головного мозга двигательный и речевой центры располагаются рядом. Это объясняет, почему у детей с тяжёлыми нарушениями речи страдает точность, плавность, соразмеренность, переключаемость, произвольность движений. При ходьбе у таких малышей ноги широко расставлены, отмечается шарканье, неустойчивость, замедленность движений. Дети неусидчивы, беспокойны, расторможены. Наряду с общей моторикой, нарушенной оказывается и моторика артикуляционного аппарата: имеются расстройства мышечного тонуса, подвижности, переключаемости с одного движения на другое, из-за чего ребёнку трудно запоминать артикуляционные позиции фонем. Как видно, речь и движения тесно взаимосвязаны, поэтому восстановление речевой функции может идти через развитие двигательных навыков.

Подобная система занятий разработана Г.А.Волковой и основывается на принципе взаимосвязи музыки, движения и слова. Все занятия проводятся под музыку, которая помогает отображать окружающий мир при помощи мышечно-двигательных ощущений, а затем переводить эти ощущения в слова. Музыка воссоздаёт явления природы, смену времён года и т.п. Это успокаивающее средство для перевозбудившихся детей. Музыка способствует концентрации внимания, активизирует речь, обогащает эмоциональную сферу. Работа проводится поэтапно. На подготовительном этапе воспитывается статика движений, развивается общая и мелкая моторика, мимика лица, совершенствуется внимание, формируется речевое дыхание. На основном этапе происходит развитие просодической стороны речи, артикуляционной моторики, совершенствуются тонкие дифференцировки, фантазия и воображение. Если ребёнок быстро утомляется, то нужно чередовать статические и динамические упражнения. Динамические упражнения включают в себя бег, ходьбу, маршировку. Эти упражнения осуществляются парами, группой. Дети учатся обходить предметы, соблюдать одинаковое расстояние, строить шеренги, колонны, линейки. В таких упражнениях дети ориентируются на темп музыки, что положительно влияет на просодическую сторону речи. Подобные упражнения лучше включать в разнообразные сюжеты, например, “Заводные игрушки”. Сюжет сопровождается проговариванием текста в умеренном темпе, с речевыми паузами и логическими ударениями. Статические упражнения направлены на удержание нужных поз (например, игра “Море волнуется раз!”).

Следующий комплекс упражнений направлен на развитие речевого дыхания. Дети имитируют голоса животных, птиц, людей, неодушевлённых предметов. Всё это сопровождается движениями, которые координируют вдох и выдох, укрепляют иммунную и нервную систему.

Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса, учат чувствовать ощущения от тела и передавать их в слове. Ребёнку предлагают представить, что он сжимает в руке холодные, горячие предметы или твёрдые и мягкие. Потом у малышей формируют умение воссоздавать явления природы (распускающиеся и замёрзшие цветы, крылья птиц), а потом изображать бытовые предметы (куклу, машину, диван). Такие упражнения закрепляют связь между образом и словом, обогащают словарный запас детей.

Для пассивных и вялых детей полезны игры с пением. Под музыку малыши повторяют текст песни и совершают определённые движения. На более поздних этапах работы в ход идут игры-драматизации. Ребёнок должен с помощью пантомимики и выразительной речи передать характер сказочного героя.

В комплекс упражнений входит и пальчиковая гимнастика. Это могут быть игры-манипуляции (“сорока-белобока”, “ладушки”), сюжетные пальчиковые упражнения (при помощи пальцев дети изображают, как распускается цветок), пальчиковые упражнения в сочетании с произнесением звуков, “гимнастика для мозга” (“кулак-ребро-ладонь”), пальчиковые игры вместе с самомассажем (поглаживание, пощипывание, надавливание).

Данная система занятий Г.А. Волковой полезна не только для речевого развития, но и для формирования правильной осанки, мышечного тонуса, координации, совершенствования эмоциональной сферы, умения выражать свою индивидуальность. Ребёнок станет более эмоциональным и творческим.

Многие дети с тяжёлыми нарушениями речи страдают ДЦП, аутизмом, СДВГ, артритами, остеохандрозами и др. Про лечение ДЦП информацию ищите на сайте http://neuroreha.ru/detskij-cerebralnyj-paralich/dcp-reabilitaciya/. При таких сопутствующих нарушениях вышеперечисленные упражнения могут стать вспомогательными: основным методом будет являться кинезиотерапия, которая помогает восстановить качество и структуру скелета. Ещё Гиппократ применял этот метод для лечения своих пациентов. Кинезиотерапия заключается в воздействии на мышцы, связки, суставы, где есть зажимы. Воздействие осуществляется через повторяющиеся движения.

Занятия проводятся инструктором ЛФК в специально оборудованном помещении в течение часа. Обстановка должна быть спокойной, доброжелательной. Кинезиотерапевтические упражнения делятся на статические, динамические и смешанные. К статическим относятся занятия на снарядах, удержание определённых поз и т.п. Динамические упражнения – бег, ходьба, езда на велосипеде и др. Смешанные сочетают в себе статические и динамические. Обычно на занятиях используются смешанный вид.

Приведём несколько примеров кинезиотерапевтических упражнений:

-“Лезгинка”: левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Ладонь правой руки прямая, сложена в горизонтальном положении, ею нужно прикоснуться к мизинцу левой руки, затем поменять положение рук;

-“ Веер ”: сделать пальцы левой руки “веером”, нажать большим пальцем правой руки на середину ладони левой. Это точка концентрации внимания. При нажатии делать выдох, при расслаблении вдох. Упражненье повторить 5 раз. Затем руки поменять;

-“Кольцо”: соединить в кольцо с большим пальцем каждый палец руки (указательный, безымянный и т.п.). Упражнения сначала выполняется одной рукой, а затем в нём участвуют две руки одновременно.

В результате кинезиотерапии приходят в норму познавательные процессы, улучшается способность к произвольным движениям, понижается утомляемость, раздражительность.

Автор: Григорий Денисов

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий